Lexx
Кардинал
Вот неплохая статья!!!
Когда нельзя, но очень надо.
Бытует мнение, что смешивание минеральных и синтетических
автомобильных масел неизбежно приводит к выходу из строя
соответствующего агрегата. Неужели, обнаружив "сухой" щуп и не
найдя масла нужной марки в ближайшем магазине, вы будете обречены
доставать "галстук"?
Миф о несовместимости различных смазочных материалов имеет
глубокие исторические корни. Согласно одной из версий, первыми
забили тревогу механики спортивных команд. И мотогонщики, и
картингисты, и автомобилисты использовали как чистое касторовое
масло, так и композиции на его основе. Попытки совмещения
"касторки" с минеральными материалами приводили к поразительным
отрицательным результатам - от задиров цилиндров до "клина"
коленвала. Массовая гибель дорогостоящих моторов породила правило
(как мы поймем далее, оправданное): не мешай что попало. В
спортивных кругах эта догма передается из поколения в поколение.
Разработка современных синтетических материалов обернулась
новой волной поломок. Производители смазочных материалов
экспериментировали не с одним десятком видов основ, многие из
которых оказались несовместимыми с традиционными, минеральными.
Сейчас ситуация нормализовалась: абсолютное большинство
синтетических продуктов производится на базе "мирных"
полиальфаолефинов.
Примечательно, что зачастую наши автомеханики винили во всех
смертных грехах одного из мировых лидеров в области разработки
смазочных материалов - Castrol, слишком активно (по их мнению)
работавший и с "касторкой", и с "синтетикой". Чтобы развеять
досужие домыслы, именно на продуктах Castrol будут основываться
наши примеры, хотя все сказанное ниже, в принципе, справедливо
для любых марочных (то есть сработанных не в подвале) материалов.
Масла моторные.
Московское представительство Castrol Central and Eastern
Europe GmbH направило своим партнерам в России и других странах
СНГ любопытное извещение: "Минеральные и синтетические моторные
масла Castrol допускается смешивать со всеми марочными моторными
маслами в любых пропорциях и соотношениях. Однако к этому следует
прибегать только в случае крайней необходимости (например, при
больших потерях масла в двигателе и отсутствии возможности залить
масло аналогичной марки), при первой возможности эту смесь
рекомендуется слить и заправить двигатель свежим маслом...
Допускается присутствие до 5% другого марочного моторного
масла в масле Castrol абсолютно без потери качества. Такое
количество может остаться в двигателе при смене масла...".
Цитата требует некоторых разъяснений.
Вряд ли кто-нибудь когда-либо проводил тотальные исследования
по смешиванию различных марок масел: слишком много вариантов.
Однако, переходя от частного к общему, некоторые предположения
сделать можно.
То, что дозволено Castrol, дозволено и другим. Раз Castrol
смешивается с другими маслами без ограничений, значит, и другие
могут смешиваться между собой. Главное - выдержать требуемый для
конкретного двигателя уровень качества (по API, CCMC, ACEA) и
вязкость (по SAE). Каждый из производителей использует
собственный пакет присадок, а как они будут взаимодействовать
между собой, известно только всевышнему. В любом случае
полученный коктейль по своим характеристикам будет хуже каждого
из компонентов.
Надо ли промывать систему?
Точка зрения Castrol однозначна: не надо.
"Современное моторное масло содержит целую уйму
моюще-диспергирующих присадок, практически не образует отложений
на деталях двигателя и прекрасно смывает ранее образовавшиеся
отложения.
В двигателях средней степени загрязненности следует
использовать масло Castrol согласно инструкции к автомобилю.
После определенного производителем пробега двигатель будет
чистым, а при дальнейшем использовании масел Castrol чистота
будет поддерживаться на протяжении всего срока службы двигателя.
В сильно загрязненных двигателях методика промывки такова:
сливается старое масло и заливается любое моторное масло
Castrol, уровень качества которого не ниже рекомендованного
производителем. Через 2-5 тысяч километров следует сменить
масляный фильтр, а на 5-7-й тысяче пробега заменяется масло.
Применять различные присадки (моющие и т.д.) совместно с
маслом Castrol запрещается. В противном случае Castrol никакой
гарантии за качество такой смеси не несет". Бывают свои
ограничения и у автопроизводителей.
Здесь тоже не обойтись без комментария. Богу - богово, кесарю
- кесарево. При всей заманчивости предложенного метода борьбы за
чистоту подобное решение далеко не каждому по карману.
Общеизвестно, что в процессе эксплуатации масло стареет. Этот
процесс идет лавинообразно, когда пробег автомобиля превышает
установленный заводом-изготовителем для смены масла. Если
"крутое" масло вам не осилить, хотя бы регулярно меняйте
обыкновенное. Кстати, срок его замены стоит определять не по
рекламе масла, а по рекомендации автопроизводителя. Ему виднее.
Проверенные временем промывочные масла вполне пригодны для
старомодных "жигулевских" двигателей, коих в российском автопарке
по-прежнему большинство. А вот со всевозможными "пятиминутками"
стоит держать ухо востро. Как правило, они американского
производства. А тамошние моторы отличаются от европейских и по
конструкции, и по используемым материалам. К тому же масло
богатые американцы меняют значительно чаще.
Отрицательное отношение Castrol ко всем видам присадок
понятно: компания производит эксклюзивные по качеству материалы,
а вот вопрос, повредит ли дополнительная присадка
маслу-середнячку, остается открытым.
Масла трансмиссионные.
Нам, привыкшим потчевать свои "Жигули" единственным и
неповторимым ТАДом, небезынтересно узнать, что трансмиссионные
материалы делятся на масла для автоматических коробок передач и
масла для механических трансмиссий. Последние подразделяются на
продукты для ведущих мостов (API GL-5), для классических коробок
(API GL-4) и коробок с интегрированным приводом (как на ВАЗ-2108
и далее). Существуют также масла для ведущих мостов с
дифференциалами повышенного трения - Limited Slip Oil.
В целом на трансмиссионные масла распространяется все
сказанное об их моторных собратьях. Главное - использовать
продукты надлежащего типа. Другое дело, что трансмиссии
современных автомобилей весьма существенно различаются и по
устройству, и по используемым материалам. Поэтому предписания
автомобилестроителей должны исполняться неукоснительно. Отступать
от рекомендаций ни в сторону повышения уровня качества, ни
изменяя вязкость не допускается.
Жидкости для автоматических трансмиссий - Automatic
Transmission Fluids (ATF) - для наших автомобилистов остаются
темным лесом. Существует два основных типа невзаимозаменяемых
продуктов - ATF-Ford и ATF-GM. Первые имеют специальные допуски
Ford (SQM и др.), вторые (более распространенные) - GM DEXRON. В
пределах группы как минеральные, так и синтетические жидкости
смешиваются в любых пропорциях. В некоторых случаях допускается
замена одной жидкости на другую - равного или более высокого
уровня качества.
Например, TASA (Type A Suffix A) заменяется на DEXRON (II и
III), а DEXRON II на DEXRON III.
Пластичные смазки.
Эти продукты несовместимы друг с другом. Закладывать в узел
новую смазку можно лишь полностью удалив старую.
Экспериментировать не стоит. Тем более что у большинства
производителей смазки максимально унифицированы.
Так, Castrol ограничивается тремя: MS3 Grease - применяется
при небольших скоростях относительного движения, при больших
нагрузках во влажной среде и на открытом воздухе (ШРУСы,
крестовины карданов и т.п.); LMX - при высоких температурах
(подшипники ступиц и т.д.); LM - во всех прочих менее
ответственных случаях.
Тормозные жидкости.
Эти материалы по системе SAE J1703 подразделяются на классы
DОТ3, DОТ4, DOT4+, DOT5 и DOT5.1. Кроме DOT5 все остальные
жидкости смешиваются между собой (со снижением характеристик).
Для исключения ошибок DOT5 окрашивается в красный цвет.
Замена возможна в порядке возрастания: DOT3 на DOT4 и выше,
DOT4 на DOT4+ и выше, DOT4+ на DOT5.1. DOT5 и DOT5.1 альтернативы
не имеют.
Тормоза непосредственно влияют на безопасность движения,
поэтому все "коктейли" должны рассматриваться как крайняя и
кратковременная мера. Срок замены ГТЖ - от одного раза в год до
одного раза в три года.
Охлаждающие жидкости.
Антифризы делятся на бессиликатные и силикатсодержащие.
Первые, более совершенные, работают пять и более лет без
замены. Их цвет - красный.
Силикатсодержащие окрашены в сине-зеленые цвета и с красными
не смешиваются. Перед сменой типа антифриза необходимо промыть
систему охлаждения (и отопления!) кипяченой или дистиллированной
водой.
Делается это так. Сливается старый антифриз, система
заполняется водой. Двигатель запускается и прогревается до
момента включения электровентилятора (87-95С). Операция
проводится дважды.
Красный антифриз, по мнению многих его производителей,
предпочтительнее синего (зеленого): от него меньше страдают
детали современного двигателя.
Эпилог.
Мешать можно, но с умом. И только в исключительных случаях.
При подготовке материала использована техническая информация
Castrol Central and Eastern Europe GmbH и другие источники.
Редакция благодарит лично технического координатора компании
Castrol Николая Соколова.
Владимир Заборщиков.
<$>
//* Источник информации : 5 колесо (журнал), 5.08.99
Когда нельзя, но очень надо.
Бытует мнение, что смешивание минеральных и синтетических
автомобильных масел неизбежно приводит к выходу из строя
соответствующего агрегата. Неужели, обнаружив "сухой" щуп и не
найдя масла нужной марки в ближайшем магазине, вы будете обречены
доставать "галстук"?
Миф о несовместимости различных смазочных материалов имеет
глубокие исторические корни. Согласно одной из версий, первыми
забили тревогу механики спортивных команд. И мотогонщики, и
картингисты, и автомобилисты использовали как чистое касторовое
масло, так и композиции на его основе. Попытки совмещения
"касторки" с минеральными материалами приводили к поразительным
отрицательным результатам - от задиров цилиндров до "клина"
коленвала. Массовая гибель дорогостоящих моторов породила правило
(как мы поймем далее, оправданное): не мешай что попало. В
спортивных кругах эта догма передается из поколения в поколение.
Разработка современных синтетических материалов обернулась
новой волной поломок. Производители смазочных материалов
экспериментировали не с одним десятком видов основ, многие из
которых оказались несовместимыми с традиционными, минеральными.
Сейчас ситуация нормализовалась: абсолютное большинство
синтетических продуктов производится на базе "мирных"
полиальфаолефинов.
Примечательно, что зачастую наши автомеханики винили во всех
смертных грехах одного из мировых лидеров в области разработки
смазочных материалов - Castrol, слишком активно (по их мнению)
работавший и с "касторкой", и с "синтетикой". Чтобы развеять
досужие домыслы, именно на продуктах Castrol будут основываться
наши примеры, хотя все сказанное ниже, в принципе, справедливо
для любых марочных (то есть сработанных не в подвале) материалов.
Масла моторные.
Московское представительство Castrol Central and Eastern
Europe GmbH направило своим партнерам в России и других странах
СНГ любопытное извещение: "Минеральные и синтетические моторные
масла Castrol допускается смешивать со всеми марочными моторными
маслами в любых пропорциях и соотношениях. Однако к этому следует
прибегать только в случае крайней необходимости (например, при
больших потерях масла в двигателе и отсутствии возможности залить
масло аналогичной марки), при первой возможности эту смесь
рекомендуется слить и заправить двигатель свежим маслом...
Допускается присутствие до 5% другого марочного моторного
масла в масле Castrol абсолютно без потери качества. Такое
количество может остаться в двигателе при смене масла...".
Цитата требует некоторых разъяснений.
Вряд ли кто-нибудь когда-либо проводил тотальные исследования
по смешиванию различных марок масел: слишком много вариантов.
Однако, переходя от частного к общему, некоторые предположения
сделать можно.
То, что дозволено Castrol, дозволено и другим. Раз Castrol
смешивается с другими маслами без ограничений, значит, и другие
могут смешиваться между собой. Главное - выдержать требуемый для
конкретного двигателя уровень качества (по API, CCMC, ACEA) и
вязкость (по SAE). Каждый из производителей использует
собственный пакет присадок, а как они будут взаимодействовать
между собой, известно только всевышнему. В любом случае
полученный коктейль по своим характеристикам будет хуже каждого
из компонентов.
Надо ли промывать систему?
Точка зрения Castrol однозначна: не надо.
"Современное моторное масло содержит целую уйму
моюще-диспергирующих присадок, практически не образует отложений
на деталях двигателя и прекрасно смывает ранее образовавшиеся
отложения.
В двигателях средней степени загрязненности следует
использовать масло Castrol согласно инструкции к автомобилю.
После определенного производителем пробега двигатель будет
чистым, а при дальнейшем использовании масел Castrol чистота
будет поддерживаться на протяжении всего срока службы двигателя.
В сильно загрязненных двигателях методика промывки такова:
сливается старое масло и заливается любое моторное масло
Castrol, уровень качества которого не ниже рекомендованного
производителем. Через 2-5 тысяч километров следует сменить
масляный фильтр, а на 5-7-й тысяче пробега заменяется масло.
Применять различные присадки (моющие и т.д.) совместно с
маслом Castrol запрещается. В противном случае Castrol никакой
гарантии за качество такой смеси не несет". Бывают свои
ограничения и у автопроизводителей.
Здесь тоже не обойтись без комментария. Богу - богово, кесарю
- кесарево. При всей заманчивости предложенного метода борьбы за
чистоту подобное решение далеко не каждому по карману.
Общеизвестно, что в процессе эксплуатации масло стареет. Этот
процесс идет лавинообразно, когда пробег автомобиля превышает
установленный заводом-изготовителем для смены масла. Если
"крутое" масло вам не осилить, хотя бы регулярно меняйте
обыкновенное. Кстати, срок его замены стоит определять не по
рекламе масла, а по рекомендации автопроизводителя. Ему виднее.
Проверенные временем промывочные масла вполне пригодны для
старомодных "жигулевских" двигателей, коих в российском автопарке
по-прежнему большинство. А вот со всевозможными "пятиминутками"
стоит держать ухо востро. Как правило, они американского
производства. А тамошние моторы отличаются от европейских и по
конструкции, и по используемым материалам. К тому же масло
богатые американцы меняют значительно чаще.
Отрицательное отношение Castrol ко всем видам присадок
понятно: компания производит эксклюзивные по качеству материалы,
а вот вопрос, повредит ли дополнительная присадка
маслу-середнячку, остается открытым.
Масла трансмиссионные.
Нам, привыкшим потчевать свои "Жигули" единственным и
неповторимым ТАДом, небезынтересно узнать, что трансмиссионные
материалы делятся на масла для автоматических коробок передач и
масла для механических трансмиссий. Последние подразделяются на
продукты для ведущих мостов (API GL-5), для классических коробок
(API GL-4) и коробок с интегрированным приводом (как на ВАЗ-2108
и далее). Существуют также масла для ведущих мостов с
дифференциалами повышенного трения - Limited Slip Oil.
В целом на трансмиссионные масла распространяется все
сказанное об их моторных собратьях. Главное - использовать
продукты надлежащего типа. Другое дело, что трансмиссии
современных автомобилей весьма существенно различаются и по
устройству, и по используемым материалам. Поэтому предписания
автомобилестроителей должны исполняться неукоснительно. Отступать
от рекомендаций ни в сторону повышения уровня качества, ни
изменяя вязкость не допускается.
Жидкости для автоматических трансмиссий - Automatic
Transmission Fluids (ATF) - для наших автомобилистов остаются
темным лесом. Существует два основных типа невзаимозаменяемых
продуктов - ATF-Ford и ATF-GM. Первые имеют специальные допуски
Ford (SQM и др.), вторые (более распространенные) - GM DEXRON. В
пределах группы как минеральные, так и синтетические жидкости
смешиваются в любых пропорциях. В некоторых случаях допускается
замена одной жидкости на другую - равного или более высокого
уровня качества.
Например, TASA (Type A Suffix A) заменяется на DEXRON (II и
III), а DEXRON II на DEXRON III.
Пластичные смазки.
Эти продукты несовместимы друг с другом. Закладывать в узел
новую смазку можно лишь полностью удалив старую.
Экспериментировать не стоит. Тем более что у большинства
производителей смазки максимально унифицированы.
Так, Castrol ограничивается тремя: MS3 Grease - применяется
при небольших скоростях относительного движения, при больших
нагрузках во влажной среде и на открытом воздухе (ШРУСы,
крестовины карданов и т.п.); LMX - при высоких температурах
(подшипники ступиц и т.д.); LM - во всех прочих менее
ответственных случаях.
Тормозные жидкости.
Эти материалы по системе SAE J1703 подразделяются на классы
DОТ3, DОТ4, DOT4+, DOT5 и DOT5.1. Кроме DOT5 все остальные
жидкости смешиваются между собой (со снижением характеристик).
Для исключения ошибок DOT5 окрашивается в красный цвет.
Замена возможна в порядке возрастания: DOT3 на DOT4 и выше,
DOT4 на DOT4+ и выше, DOT4+ на DOT5.1. DOT5 и DOT5.1 альтернативы
не имеют.
Тормоза непосредственно влияют на безопасность движения,
поэтому все "коктейли" должны рассматриваться как крайняя и
кратковременная мера. Срок замены ГТЖ - от одного раза в год до
одного раза в три года.
Охлаждающие жидкости.
Антифризы делятся на бессиликатные и силикатсодержащие.
Первые, более совершенные, работают пять и более лет без
замены. Их цвет - красный.
Силикатсодержащие окрашены в сине-зеленые цвета и с красными
не смешиваются. Перед сменой типа антифриза необходимо промыть
систему охлаждения (и отопления!) кипяченой или дистиллированной
водой.
Делается это так. Сливается старый антифриз, система
заполняется водой. Двигатель запускается и прогревается до
момента включения электровентилятора (87-95С). Операция
проводится дважды.
Красный антифриз, по мнению многих его производителей,
предпочтительнее синего (зеленого): от него меньше страдают
детали современного двигателя.
Эпилог.
Мешать можно, но с умом. И только в исключительных случаях.
При подготовке материала использована техническая информация
Castrol Central and Eastern Europe GmbH и другие источники.
Редакция благодарит лично технического координатора компании
Castrol Николая Соколова.
Владимир Заборщиков.
<$>
//* Источник информации : 5 колесо (журнал), 5.08.99