О вариаторах
Долой ступени
Идея бесступенчатой трансмиссии всегда представлялась инженерам как идеальный вариант коробки передач. CVT – continuously variable transmission – позволяет мотору постоянно работать на оборотах максимальной мощности или экономичности, в зависимости от дорожной ситуации. Плавное изменение передаточного отношения позволяет не разрывать связь между двигателем и колесами для уравнивания скоростей валов, не прерывать крутящий момент. Сцепление на машинах с бесступенчатыми вариаторами служит только для обеспечения работы двигателя на остановке.
Идея клиноременного вариатора очень проста. Ведущий и ведомый шкивы состоят из двух конических половинок с углом приблизительно в 20 градусов. Ремень имеет коническое сечение. При сближении половинок активного ведущего шкива ремень как бы выдавливается на больший радиус, при этом ведомый шкив наоборот раздвигается, преодолевая действие пружины, потому что длина ремня ограничена. Таким образом передаточное отношение изменяется.
Клиноременный вариатор уже давно стал стандартом для малокубатурных скутеров. Управление такой «коробкой» на скутерах реализовано очень остроумно. Внутри одной из половинок активного шкива в специальных пазах располагаются круглые грузики. При росте оборотов двигателя грузики под действием центробежной силы расходятся в стороны и толкают половинку шкива ближе ко второй половинке, преодолевая силу пружины. Характеристики скутерного вариатора изменяются путем простой замены грузиков.
Автомобильные вариаторы управляются электроникой. Им доступны все современные функции автоматических трансмиссий, в том числе ручное управление. Но все же распространение клиноременных вариаторов на автомобилях до сих пор затруднено. Это связано с тем, что система с гладким упругим ремнем не способна передать крутящий момент, необходимый для движения тяжелого аппарата. Конструкторы пытаются всеми способами усилить механизм, например изготавливая ремень из металлических элементов в сочетании с упругими. В настоящее время уже можно приобрести даже маленький внедорожник с клиноременным вариатором – Honda H-RV.
Веселая геометрия
Одной из последних разработок японских инженеров при участии компании Nissan стал торовый вариатор. Принцип его работы понятен из схемы. Два конусовидных ролика, ведущий и ведомый, располагаются на одной оси, остриями друг к другу. При взгляде сверху линии их поверхности образуют два полукруга. Конусов касаются тороидальные ролики. На виде сверху они выглядят как хорды вышеупомянутых полуокружностей. Как известно, хорда одной длины может соединять самые разные пары точек окружности. Тороидальные ролики на поворачивающихся кронштейнах могут касаться ведущего конуса в точке большего радиуса, чем ведомого, и наоборот. При этом передаточное отношение изменяется плавно.
Торовые вариаторы способны передавать больший крутящий момент, нежели клиноременные. Они уже воплощены в жизнь на автомобилях Nissan. Разумеется, торовый вариатор не лишен недостатков и проблем клиноременного, так как основан тоже на трении, а не на зацеплении вращающихся частей.
Прощай, коробка!
Преимущества вариаторов над классическими многоступенчатыми коробками очевидно. На практике доказано, что благодаря оптимальному использованию возможностей двигателя и непрерывной передаче крутящего момента автомобили, оснащенные бесступенчатой трансмиссией, набирают скорость быстрее своих аналогов. Кроме того, они более экономичны и комфортабельны. Разве что ездить на таких машинах слегка непривычно: при интенсивном разгоне салон наполняется монотонным гудением двигателя на одной и той же высоте.
Очевидно, что в скором времени вариаторы вытеснят классические коробки… Если только двигатели внутреннего сгорания в свою очередь сами не останутся без работы. Энергетический кризис, заботы об экологии, непредсказуемые колебания цен на нефть, а также разработка новых способов получения, хранения и передачи электроэнергии подталкивают автолюбителей и автопроизводителей к переходу на электродвигатели. А электрическим моторам не нужна коробка – они обеспечивают одинаковый крутящий момент во всем диапазоне оборотов, то есть обладают абсолютной эластичностью.
(По материалам "Популярная механика", статья целиком здесь:
http://www.popmech.ru/part/print.php?rubricid=5&articleid=272)
Также неплохая обзорная статья по встречающимся типам коробок тут:
http://www.autocentre.ua/article/8997.html
Старая статья ЗР про CVT на Honda Civic тут:
http://www.zr.ru/articles/36140/
Здесь видео демонстрирующее преимущества CVT:
http://www.youtube.com/watch?v=iTX_iYW5x10
Добавлено через 2 минуты 43 секунды
Спасибо... хотел бы почитать....
Почитать выше, а если спичешь по английски, именно про лансеровскую CVT рассказывают здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=4kNtFu9kbEY